Минобрнауки разработало проект межведомственной программы развития системы
дополнительного образования. Программа
рассчитана на восемь лет и предполагает, что около 75 процентов детей в России
будут посещать кружки и секции. При этом половина кружков и секций останутся бесплатными.
В одном из интервью
председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев рассказал, что самая
частая просьба депутатам Госдумы в глубинке: "Подарите баян!".
Сельские дома культуры, музыкальные школы, дома творчества влачат жалкое
существование. В спортивных школах не хватает спортинвентаря, залы давно не
ремонтированы. Педагоги дополнительного образования, в отличие от своих коллег
в школах, получают копейки, а работают ничуть не меньше, приходя домой затемно.
Ведь нагрузка у них приходится на вторую половину дня и занятия иногда идут до
7-8 часов вечера. Неудивительно, что хорошие кадры уходят. Навести порядок в
этой сфере трудно: все учреждения допобразования принадлежат разным ведомствам
и подчиняются, как правило, регионам
. Если в местных бюджетах есть деньги - дом
творчества или музыкальная школа финансируются. Если нет - получают крохи.
Согласно проекту
межведомственной программы, все учреждения допобразования должны получать госзаказ и развивать
государственно-частное партнерство. Программа говорит о необходимости
многоканального финансирования домов творчества, музыкальных и спортивных школ
и вариативности моделей управления. В проекте прямо сказано, что
административные барьеры, которые мешают развитию системы допобразования,
должны быть устранены.
Итак, что именно
будет сделано?
С
2013 по 2015, на первом этапе будут разработаны
нормативы финансирования, по которым потом можно высчитать сумму господдержки.
Кроме того, будут определены федеральные требования к программам
допобразования, а руководители и педагоги пройдут аттестацию. На этом же этапе
должны появиться экспериментальные учреждения допобразования. В том числе - при
обычных школах. В регионах и на федеральном уровне будут созданы сетевые
ресурсные центры.
На
втором этапе, с
2016 по 2018 годы будут опробованы
новые формы и методы обучения, появятся музеи науки и техники, детские
филармонии и театры.
На
третьем этапе, к 2020 году, ожидается, что в кружках и секциях будут заниматься до 75
процентов детей. Завершится собор данных мониторинга о востребованности
программ, анализ статистических данных, апробация новых методов контроля и
учета работы учреждений дополнительного образования.
Что нового появится в
системе дополнительного образования в России?
- будут разработаны
федеральные требования к программам допобразования
- появятся новые
санпины
- появятся разные уровни
освоения программ допобразования
- будут определены
нормативы нагрузки на педагогов
- будет сделан расчет
стоимости услуг или работ для сферы допобразования
Опубликовано на
интернет-портале "Российской газеты" 10.12.2013