«Влияние
родительских установок на развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно
сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое
и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное
значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно
понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют
родительские установки. Бесспорно, родители -
самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых
ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в
непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима:
"Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности,
ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен
руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно
проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально
ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они
случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с
раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз
возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на
его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать
подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка,
пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских
установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути
ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это
своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить
себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека,
являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом,
где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Проанализируйте, какие директивы,
оценки, и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было
очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке
веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ - ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя
исправьтесь.
• «Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…». Замкнутость, отчуждённость,
угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному
поведению.
• «Будь
собой, у каждого в жизни будут друзья!».
• «Горе
ты моё!». Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим,
отчуждение, конфликты с родителями.
• «Счастье
ты моё, радость моя!».
• «Плакса-Вакса,
нытик, пискля!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность,
глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
• «Поплачь,
будет легче…».
• «Вот
дурашка, всё готов раздать…». Низкая самооценка, жадность, накопительство,
трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
• «Молодец,
что делишься с другими!».
• «Не
твоего ума дело!». Низкая самооценка, задержки в психическом развитии,
отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
• «А ты
как думаешь?».
• «Ты
совсем, как твой папа (мама)…». Трудности в общении с родителями, идентификация
с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение
поведения родителя.
• «Папа
у нас замечательный человек!», «Мама у нас умница!».
• «Ничего
не умеешь делать, неумейка!». Неуверенность в своих силах, низкая самооценка,
страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
• «Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!».
• «Не
кричи так, оглохнешь!». Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное
напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
• «Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся…!».
• «Неряха,
грязнуля!». Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей
внешности, неразборчивость в выборе друзей.
• «Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
• «Противная
девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики
забияки и драчуны!» (девочке о мальчике). Нарушения в психосексуальном
развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга
противоположного пола.
• «Все
люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».
• «Ты
плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». Чувство вины,
страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
• «Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».
• «Жизнь
очень трудна: вырастешь – узнаешь…!». Недоверчивость, трусость, безволие,
покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к
несчастным случаям, подозрительность,
пессимизм.
• «Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!».
• «Уйди
с глаз моих, встань в угол!». Нарушения взаимоотношений с родителями,
"уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
• «Иди
ко мне, давай во всём разберёмся вместе!».
• «Не
ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!». Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя.
·
«Давай немного оставим папе (маме) и т.д.».
• «Все
вокруг обманщики, надейся только на себя!». Трудности в общении,
подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля,
ощущение одиночества и тревоги.
·
«На свете много добрых людей, готовых тебе
помочь…».
• «Ах
ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!». Недовольство своей
внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы
с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и
возможностях.
• «Как
ты мне нравишься!».
• «Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!». Робость, страхи,
неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность,
нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
• «Смелее,
ты всё можешь сам!».
• «Всегда
ты не вовремя подожди…». Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное
психоэмоциональное напряжение.
• «Давай, я тебе помогу!».
• «Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». Отсутствие самоконтроля,
агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы
со сверстниками, ощущение вседозволенности.
• «Держи себя в руках, уважай людей!».
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно
повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и
на его жизненный сценарий.
Как
часто вы говорите детям:
Я
сейчас занят(а)…
Посмотри,
что ты натворил!!!
Как
всегда неправильно!
Когда
же ты научишься!
Сколько
раз тебе можно повторять!
Ты
сведёшь меня с ума!
Что бы
ты без меня делал!
Вечно
ты во всё лезешь!
Уйди от
меня!
Встань
в угол!
Все эти
«словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь,
если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив,
неуверен в себе.
А эти
слова ласкают душу ребёнка:
Ты
самый любимый!
Ты
очень многое можешь!
Что бы
мы без тебя делали?!
Иди ко
мне!
Садись
с нами…!
Я
помогу тебе…
Я
радуюсь твоим успехам!
Чтобы
не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи
мне, что с тобой…
Чувства
вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не
стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его
поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка
на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят.
Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения,
которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их
умения чувствовать и догадываться!