Своевременное
развитие ребенка
Всестороннее,
гармоничное развитие - что это такое?
Такой вопрос задают,
наверное большинство родителей, которые решили, что развитие их ребенка
находится в их руках, а не воспитателей, репетиторов или детских учреждений. Но
с чего начать, что делать, а главное - как все успеть. Часто родители делают
упор на что-то одно, ну три-четыре направления. Занимаясь интеллектом,
упускается физическое развитие, ребенок неумел, не может вырезать кружочек или
нарисовать домик. Или замечательно рисует, но сложить 3 и 4 для него
недостижимая задача. А как часто бывает так, что и читает и считает и физически
развит, но общаться с другими детьми совершенно не умеет.
И вот еще одна проблема:
очень много информации, столько систем, столько книг, методик. Как в них
ориентироваться, на что обращать внимание в первую очередь.
Почему так случается,
когда что-то было упущено, чем можно помочь ребенку... Говорить о развитии без
обзора возрастных особенностей нельзя – краткая характеристика зоны ближайшего
развития, новообразований, типа мышления, памяти. Схема психической активности
Исходя из возрастных
особенностей, новообразований каждого возрастного периода можно сказать, что до
года самое важное: тесное, эмоциональное общение; физическое развитие –
максимальная подвижность; мультисенсорное развитие. И не важно, что именно вы
выберете, главное, чтобы это соответствовало этим направлениям.
С года –
предметно-манипулятивная деятельность. Обеспечить ребенка предметами, с
которыми можно что-то делать; обеспечить максимум восприятия, ведь в этом
возрасте память работает как губка. Физическое и сенсорное развитие остается
наиважнейшим в этом возрасте. Возраст с года до трех – это так же возраст
бурного развития речи.
С трех лет – игра, и для
ребенка уже важнее то, что ему интересно. Ведь возраст «первоначального
накопления» закончился, теперь ребенку надо разобраться в том, что он сначала
просто механически воспринимал и запоминал. Теперь его внимание привлекает то,
что новое, яркое, необычное. Так же это возраст начала развития воображения и
соответственно появления страхов. Начинает развиваться наглядно-образное
мышление. Необходимо быть бережным и острожным в наших развивающих порывах, так
загрузка ребенка логическими занятиями в этом возрасте вредит ребенку, тормозит
развитие того, что должно в этом возрасте развиваться.
С четырех лет – уже
можно заниматься чтением, но необходимо и
обеспечить базу для математики, ведь сензитивный период для математики 5
лет, но база должна быть создана в течение года. Что это за база – правильная
логичная речь (в первую очередь окружающих взрослых), пространственное
мышление, понятийное мышление, а никак не умение считать до ста, как это многие
думают.
С пяти лет начинает развиваться произвольность.
Сензитивный период для математики, возраст грации – недаром часто на танцы, в
спортивные секции берут детей с этого возраста. Появляется развитая
сюжетно-ролевая игра.
Шесть лет и старше ребенок продолжает
совершенствоваться через игру, общение, а так же детские виды творчества, такие
как рисование, лепка, конструирование. Это уже возраст, в котором ребенок
должен учиться выполнять то, что требуется, а не то, что хочется и интересно.
Ведь в школе ему придется делать так много непонятного и обязательного, что
будет требовать учитель и родители – у ребенка должно формироваться
произвольное поведение. Но все же внимание его еще не произвольно, он не в
состоянии еще им управлять.
Поэтому дорогие родители, пожалуйста, не требуйте от ребенка
не возможного!