Рекомендации
родителям
В домашней программе
коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен
преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно
твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что
чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются
умышленными;
– контролируйте
поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку
категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя», чаще говорите «да»;
– стройте
взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной
стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия
ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка,
сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою
просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том,
чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушивайте то, что
хочет сказать ребенок;
– для подкрепления
устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку
достаточно внимания;
– проводите досуг всей
семьей;
– не допускайте ссор в
присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый
распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте
ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние
отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите гиперактивных
детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по
возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в
ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие;
– во время игр
ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных
приятелей;
– помните, что переутомление
способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте
поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными
проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую
систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое
поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник
самоконтроля;
– не прибегайте к
физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то
целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после
совершения поступка;
– хвалите ребенка в
каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные
успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но
чувствительны к малейшей похвале. Похвала помогает укрепить уверенность ребенка
в собственных силах;
– составьте список
обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на
определенные виды работ;
– развивайте у него
осознанное торможение, учите контролировать себя: перед тем, как что-то
сделать, пусть посчитает от 1 до 19;
– воспитывайте в детях
навыки управления гневом и агрессией;
– давайте ребенку
возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая
активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для
подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).
Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте
ребёнка
– не старайтесь
предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте
обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте
откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку
поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку
приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– поощряйте ребенка за
все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с
кубиками, раскрашивание, чтение);
– не давайте
одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным
вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких
звеньев;
– объясните
гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные
средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как
гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут
средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия,
лакомства, привилегий;
– запрет на приятную
деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного
времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное
отправление в постель);
– введите балльную или
знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать
звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или
давно обещанной поездкой);
– холдинг, или простое
удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство
по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в
действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и
выговорами. Если ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не
торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные
инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить
«урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с
воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним
сборам;
– если ребенок разбил
футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя
ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и
предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в
течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет
знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли
деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать
деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить
себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое
воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил
свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет.
В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за
понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки
«принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика
«позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного
поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха
является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно
добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за
несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по
мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во
взрослой жизни.