Нормы речевого развития
Этапы
речевого развития
Возрастные рамки начала
появления данного явления указаны средние, на начальных этапах развития
индивидуальные различия могут достигать нескольких дней, а на поздних –
несколько недель.
С 3 недели – вокализации это
короткие или певучие звуки, в которых выражается состояние ребенка, начиная от
восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения ( гукание );
1 месяц – при
звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;
1-3 месяца –
ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью;
1-3 месяца – поворачивает
голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него;
1,5-3 месяца –
гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»,
постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу (гуление у всех народов
одинаково);
3-5 месяцев –
произносит гласные и согласные звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн,
ля-аля, рн и т. П.;
5 месяцев –
мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;
6 месяцев –
остаются звуки только родного языка;
6-7 месяцев – гуление
переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя»,
«ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму,
мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных
слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
7 месяцев –
узнает голоса близких;
7-9 месяц –
появляются «п», «т», «д», «н», зубные и зубно-носовое «нг»;
8-9 месяцев –
реагирует на свое имя;
8-11 месяцев –
начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;
9 месяцев –
хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции,
дополняемые жестами;
9-10 месяц –
появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г». Позже всего появляются
шипящие и свистящие звуки;
9-10 месяцев –
появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие
лексической системе данного языка;
10-11 месяцев –
прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов,
поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;
11-13 месяцев –
появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама»,
«баба», «дядя»;
12 месяцев –
словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;
1 год 6 месяцев –
может произнести 20 - 50 слов, "говорит на своем языке" - произносит
множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие
"папа", "мама", "деда", "баба" и т.п.
Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа",
"мама", "на", "да", "дай" и т.п.
Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и
других.
1 год 8 месяцев – 1
год и 10 месяцев – Активно произносит двухсложные слова: "тетя",
"кися" и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина).
При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный.
Использует именительный и винительный падежи для обозначения места;
2 года -
понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси
чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х.
Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и
сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;
2 года – 2
года 2 месяца – говорит словосочетания: "мама Лена". Строит
предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)".
Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные
слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в
виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов:
"положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица:
"дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди
маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия:
"бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит
сумке". Словарь ребенка состоит 50 – 200 слов;
2 года 2 месяца - 2
года 6 месяцев - Произносит простые предложения из трех - четырех слов.
Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает
употреблять в речи предлоги
2 года 6 месяцев –
словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы,
состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;
3 года –
повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе
сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем
гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Правильно
использует множественное число, правильно использует местоимения «Я», «ты»,
«он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол
и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000
слов;
3-4 года –
различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму,
материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают
обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы
«Почему?», «Когда?». Односложно отвечают на вопросы взрослого при
рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из
3 — 4-х предложений, составленный об
игрушке или по содержанию
картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает
прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё. Может
оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов;
4 года –
должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с
прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно
ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения,
правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает
смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;
4-5 лет –
употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие
трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева,
справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение
людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей
предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные
глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда,
посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и
вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию
сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу:
правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные
вопросы;
5 лет –
использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми
типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.).
Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги
(из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют
прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается
формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов;
5-6 лет –
употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные,
обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к
труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным
значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы,
наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают
вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно
пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого,
самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору
картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо
знакомые события; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к 6 годам
до 3000 слов;
6 лет –
должен правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью
усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в
слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный
гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и
пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно
обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
6-7 лет –
расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Используют в речи синонимы,
антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова
и выражения, устойчивые словосочетания ( ни свет, ни заря, на скорую руку и
др.). Употребляют разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и
задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно,
выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя
различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение
составлять рассказы о предмете по картине, серии сюжетных картинок, умение
составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера
и небольшие сказки.
Характерной особенностью
детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка
опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит
потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также
восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из
доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи:
гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот;
б) среднего онтогенеза речи:
гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных,
л';
в) позднего онтогенеза речи: р,
р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей
характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных
случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными
только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе
ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем
больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные
и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью
речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов,
После появления 5-6 слов
возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Сосуществование слов, правильно
и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов
становления и развития речи у детей.
Быстрое увеличение словаря
(лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то
чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо
собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда
уже умея говорить звук "с" ребенок может говорить "басака".