Переход детей из начальной школы в
пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает
со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.
В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и
учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни
пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный
процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них
затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то
причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как
результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми,
неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе
• разные требования со
стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;
• большой поток
информации, незнакомые термины, слова;
• чувство одиночества
из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности
внимания со стороны классного руководителя.
Все
переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому
родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый
период их школьной жизни.
Физиологические проблемы
пятиклассников
Фельдшер
школы или приглашенные на собрание специалисты больницы, психологи знакомят
родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса
ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:
• изменение режима дня ребенка в сравнении
с начальной школой;
• увеличение физической и умственной
нагрузки;
· быстрое физиологическое взросление многих детей,
гормональные изменения в организме;
·
изменения в
питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены
учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности
детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей
за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение
близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение
в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация
правильного питания ребенка.
• Забота родителей о
закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в
доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели
и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности
ребенка.
• Воспитание
самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения
здоровья.
Психологические проблемы
пятиклассников
Основными
проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе,
являются:
• повышение уровня
тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
• повышение уровня
тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым
условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее
окружение;
• зависимость степени
адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в
начальной школе;
• степень учебной и
социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные
контакты;
• состояние его
физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и
психологическим климатом в классном коллективе;
• влияние самооценки
ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка
в школе).
Рекомендации
для родителей
• Безусловное принятие
ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может
столкнуться.
• Проявление родителями
интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им
школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего
школьного дня.
• Знакомство с его
одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
· Исключение таких мер
наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента
ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные
дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если
чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку
самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его
учебной деятельности.
· Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной
самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности
ребёнка.